четверг, 19 февраля 2015 г.

Подоходный налог в рассрочку. Наверное, я никогда не пойму.

В 2012 году я уже поднимала тему уплаты подоходного налога в рассрочку.
Но в этом году не удержалась и снова пишу почти о том же.
Мне вообще кажется противоестественным  подоходный налог в рассрочку. Это как роды раньше, чем беременность.  Я ещё не заработал деньги, но уже отдаю государству в безвозмездное пользование (без уплаты каких-либо процентов). Но государству этого мало. Оно хочет, чтобы мы стали провидцами и угадывали свой налоговый результат. Заметьте, именно налоговый. Если бы речь шла о финансовом результате, я бы ворчала немного меньше.
Итак, краткое содержание норм Налогового кодекса, касающихся этого вопроса (в данной статье я не рассматриваю положения закона, касающиеся предприятий, уплачивающих налог от операционной деятельности, индивидуальных, сельскохозяйственных предприятий, крестьянских хозяйств).

Статья 84 Налогового кодекса. Уплата налога в рассрочку
(1) Хозяйствующие субъекты обязаны уплачивать не позднее 25 марта, 25 июня, 25 сентября и 25 декабря налогового года суммы, равные одной четвертой части:
а) суммы, исчисленной как налог, подлежащий уплате согласно настоящему разделу за данный год, или
b) налога, подлежавшего уплате согласно настоящему разделу за предыдущий год.

Отметим, что сроки изменились. 
Т.о., Налоговый кодекс даёт предприятию право перечислять налог исходя из прогноза на текущий год. И всё бы хорошо, если бы не ложка дёгтя в этом "немёде".

Почему-то, не упоминая ни слова о том, в каких пределах можно осуществлять прогноз, появляется РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ, я бы сказала, норма в статье о штрафе:

Статья 261. Нарушение правил исчисления и уплаты налогов (пошлин) и сборов
(6) Неуплата или недоплата подоходного налога, уплачиваемого в рассрочку, влечет наложение штрафа в размере, исчисленном в соответствии с частью (3) статьи 228, за период с даты, установленной для уплаты такого налога, до дня, установленного для представления налоговой декларации. Сумма недоплаты подоходного налога определяется как разница между налогом, исчисленным и уплаченным налогоплательщиком, и налогом, который он обязан уплатить. Подоходный налог, подлежащий уплате, представляет собой наименьшую величину из суммы исчисленного налога, подлежавшего уплате в предшествующем году, или 80 процентов окончательной суммы налога в текущем году за вычетом зачетов (исключая налог, уплаченный в рассрочку). Санкция не применяется в случае, если сумма подоходного налога, подлежащего уплате, составляет менее 1000 леев. Штраф не налагается на налогоплательщиков, указанных в части (5) статьи 228, в отношении налоговых обязательств и налоговых периодов, по которым не применяется (не начисляется) пеня.

Для меня было бы понятнее, если бы про 80 % окончательной суммы налога было упомянуто в статье 84 Налогового кодекса. Но получается, что добросовестно выполнив требования статьи 84, предприятие рискует получить штраф. (я уже писала о том, что "благодаря" тому, что пеню назвали штрафом, налогоплательщики могут воспользоваться "скидкой" в 50 %)

Т.е., к 25 декабря текущего года, бухгалтер должен точно просчитать (или угадать), что будет меньше - налог за прошлый год или 80 % налога за текущий год. Т.о., нас штрафуют за ДОГАДКИ. Может быть,  в каких-то странах мира и существует практика уплаты подоходного налога в рассрочку. Но это не значит, что такие нормы нужно было тащить в наше законодательство.

Почему я говорю о догадках. Первое - к 25-му декабря мы не можем просчитать даже финансовый результат. За оставшиеся 6 дней может быть подписан контракт, осуществлена крупная поставка, которая значительно повлияет на финансовый, и не только, результат.
На последний день года производится перерасчёт остатков в валюте и никогда бухгалтер не может точно сказать, какой будет курсовая разница. 
Второе - это необходимость производить корректировки в декларации VEN. Хотя бы по износу основных средств. А ведь ещё могут возникнуть на конец года расходы по суммам, не выплаченным взаимозависимым лицам. И если такие расходы произведены в последние дни года, заранее предусмотреть эту корректировку также невозможно. Не можем мы и представительские расходы в некоторых случаях просчитать, поскольку существует лимит вычета в налоговых целях в зависимости от валового дохода, становящегося известным, опять же, на конец года.

Что ещё меня поразило в статье 261. "...наложение штрафа в размере, исчисленном в соответствии с частью (3) статьи 228, за период с даты, установленной для уплаты такого налога, до дня, установленного для представления налоговой декларации."

Пример. Предприятие перечислило подоходный налог в рассрочку до 25 декабря 2014 года в размере 100 000 лей. 30 декабря была осуществлена крупная поставка, которая значительно увеличила доход предприятия. Учитывая новые обстоятельства, предприятие доперечислило ещё 55 000 лей подоходного налога 30 декабря 2014 года. По результатам декларации VEN с учётом корректировок, налог к оплате = 180 000 лей. В предыдущем налоговом году подоходный налог был равен 240 000 лей. 
Итак, сравниваем. 80 % окончательного налога за 2014 год = 144 000 лей. Налог за предыдущий год = 240 000 лей. Наименьшая величина = 144 000 лей. Т.о., предприятие до 25 декабря 2014 года недоперечислило 44 000 лей. И, несмотря на то, что по состоянию на 30 декабря у предприятия уже было перечислено 80 % (и даже больше) от окончательной суммы налога, ему грозит штраф. Причём, рассчитан он будет не до даты исправления собственной ошибки - до 30 декабря (за 4 дня), а до 25 марта 2015 года. Я правильно понимаю выделенную мной фразу? 
Не кажется ли это совсем противоестественным? Может я ошибаюсь и трактую неверно данную статью. Но нюанс трактовки очень важен для тех, кто пользуется льготами и не имеет право на существование недоимки. Также правильное прочтение важно всем предприятиям с экономической точки зрения. Одно дело расчёт пени-штрафа за 4 дня и совсем другое за 90 дней. 
Делитесь своим мнением в комментариях. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий